360° Фото 360° Видео Фотогалерея Прайс-лист
EN 中文


Новости / Полет к вулкану Гримсвотн

28 May 2011

Когда 24 мая я получил задание срочно лететь в Исландию и снять извержение вулкана Гримсвотн, начавшееся пару дней тому назад, казалось, такой шанс выпадает единожды в жизни. Отвергая дружеские предупреждения, вроде того, что самолеты по всей Европе отменили, я быстро купил билет и на следующее утро  (25 мая) вылетел в Рейкьявик.

Первый же человек в Исландии, девушка в прокате машин, поздравила меня... с окончанием извержения. Она искренне не понимала, почему на моем лице возникла такая мучительная гримаса, ведь, по ее мнению, вулканический пепел крайне вреден как для людей, так и для механизмов.

Еще через час я стоял в офисе вертолетной компании за спиной пилота Снорри и разглядывал фотографии того, что осталось от облака пепла 20-ти километровой высоты  - ничего.

Лишь струя пара, бьющего на 100 метров вверх. Плюс прогноз погоды не предвещал ничего хорошего... И хотя вертолет уже был готов к запуску, мы приняли решение подождать до завтра.

Утром, по закону подлости, разные сайты с погодой, показывали противоположные прогнозы: от полной облачности и снега - до редких облаков с солнцем... При этом раз в полчаса показания менялись. Похоже, в плане предсказаний погоды европейцы не далеко ушли от Гидрометцентра.

Еще через пару часов пилот заявил: у нас есть шанс увидеть вулкан из-за облаков, вероятность примерно 50 на 50. Такой шанс обычно говорит, что лететь не надо. Но применив все способы гадания: от подбрасывания монетки - до звонка ребятам в Москву, я решил все же попытаться.

Погода приняла вызов и тут же резко испортилась: пока мы готовили вертолет, уже в самом Рейкьявике начался дождь, холод и ветер пронизывали мой горнолыжный костюм. Но пилот оставался оптимистом.

Вулкан Гримсвотн, Исландия

Наконец взлетели... Первые 40 минут мы двигались в направлении базы, где можно было заправить баки перед финальным броском на Гримсвотн. С базы в направлении вулкана видимость не радовала: облачно и туманно.

Для начала мы решили прорываться напрямую. Надо сказать, что Гримсвотн находится на высоте около 2 километров почти в середине самого большого ледника в Европе (и третьего в мире после Гренландии и Антарктиды). Высота непрерывно возрастала, но облачность не рассеивалась. Пилот уже почти прижался к земле, чтобы не заходить в туман.

В какой-то момент он не выдержал, резко развернул вертолет, заявив, что напрямую долететь невозможно, попытаемся зайти с севера. И вправду, минут через десять мы вынырнули под солнце, описывая большую дугу вдоль северного края ледника.

Земля внизу представляла собой странную картину: она была серо-черной, других красок не осталось - их присыпал вулканический пепел. Даже ледник, обычно отливающий всеми оттенками синего и белого, едва проглядывал сквозь слои пепла.

Полет к вулкану Гримсвотн

Развернувшись наконец в сторону вулкана, Снорри обреченно вздохнул, но продолжал набирать высоту, чтобы оказаться над облаками, надеясь найти в них просвет. Облака простирались над ледником, насколько хватало глаз. Наконец, пилот указал мне на слегка необычное облако и сказал - тут и есть он, Гримсвотн. Итак, пролетев более половины Исландии, я оказался у вулкана.

Делать панораму было абсолютно бессмысленно - это было просто легкое вздутие посреди огромного белого поля. Я решил, что фотографии с  iPhone будет вполне достаточно, чтобы просто зафиксировать GPS-координаты места.

Полет к вулкану Гримсвотн

Пролетев еще южнее, мы нашли разрыв и ринулись вниз, надеясь пройти к вулкану под тучами. И опять неудачно: плотная стена тумана стояла на нашем пути...

Дорогу назад я запомню надолго: мы тыкались в разные стороны, пытаясь найти хоть какой-то проход, пилот насколько раз разворачивал машину, пробовал разные направления... Наконец, уже совсем прижавшись к земле, мы встали на обратный курс. Я пытался оставаться спокойным, хотя время от времени воздушные потоки реально побрасывали вертолет вверх или пытались свалить вниз. Впервые я почувствовал приступ тошноты от такой болтанки...

Обратную дорогу мы полностью шли в непрекращающийся дождь, капли разлетались по переднему стеклу тонкими ниточками; это все, что можно было видеть в пути, но Снорри как-то держал курс.

Полет к вулкану Гримсвотн

В итоге, уже в офисе, поглядев на мое расстроенное лицо по поводу трех потерянных летных часов, он ободряюще произнес: «Мы же живы! Это был один из самых трудных полетов в моей жизни, слава богу, что он хорошо закончился!». Хорошо, что он этого не говорил в дороге! :)

А вулкан? Попробую завтра выехать к нему на суперджипе  - так местные ребята называют распространенную в Исландии сильно поднятую с широкими колесами машину - ему туман не страшен.

Текст и фото: Дмитрий Моисеенко

Продолжение рассказа о поездке к вулкану на супержджипе можно прочитать здесь