Путешествие в Черногорию
Съемки в Черногории начались с долгой бумажной работы по подготовке поездки: в эту страну нельзя привезти дрон без разрешений. Я нашел местного юриста, который за определенную сумму и примерно месяц ожидания помог решить этот вопрос, и сразу могу сказать, что если бы не эта документация, никаких съемок бы не состоялось. Службы безопасности в аэропорту Тивата хорошо знают, как выглядят дроны на экране сканера, и зовут сотрудников таможни. Общаться с ними мне пришлось как на прилете, так и на вылете из страны, но благодаря наличию разрешений у меня никаких проблем не возникло. Правда, было очень забавно наблюдать расстроенные лица таможенников, когда я отдавал им бумаги.
Основной целью поездки были съемки курортного побережья недалеко от Тивата, а также Которская бухта. Посмотрев расстояние между Будвой и городом Котор, а также наличие свободных отелей, я решил остановиться в Будве, недалеко от старого центра. Там мне удалось найти приятный семейный отель с собственной парковкой. Каждый, кто путешествовал по побережью Черногории на машине, знает, какой это весомый плюс к удобствам гостиницы.
С погодой в первый день моего сентябрьского путешествия фатально не везло: небо было затянуто тучами, временами накрапывал дождь. Вместо съемок я пошел смотреть локации в старом центре Будвы. Первое впечатление – обилие русской речи, очень много русскоговорящих туристов. В меню ресторанов практически всегда можно найти страницы на русском. Многие местные жители понимают русский язык.
Вторым впечатлением стала погода. Температура воздуха была около +30С и парило как в тропиках. Уже минут через пять одежду можно было отжимать от влаги. Но печалило не только это: обновленный прогноз погоды на ближайшие дни снова предвещал дожди. Обычно мы шутим, что привозим с собой на место съемок хорошую погоду в кармане, но в этот раз что-то, видимо, пошло не так. Впрочем, через пару дней стало понятно, что хотя прогноз и оказался верным, но погода в Будве и Которской бухте менялась довольно быстро: если в одном месте шел дождь, то проехав всего 20 километров, можно было «поймать» солнце и красивые облака на другой локации.
Съемки пошли в режиме погони за погодой. Если в районе Будвы было облачно, я ехал в Которскую бухту и, как правило, там светило солнце. Заканчивалась погода в Которе – мчался обратно в Будву: вдруг там выглянуло солнце?
Если сравнивать впечатления о городах, то мне больше понравился центр Котора, чем Будвы. Оба старых города довольно небольшие по площади, все можно обойти за полчаса. Автомобильного движения нет – только пешеходы. Туристов днем довольно много, но, по-моему, в Которе проще затеряться в лабиринтах улиц; временами удавалось даже делать кадры без людей. Город по своей архитектуре и духу очень напомнил мне южную Италию: красные черепичные крыши; белье, развешанное за окнами; соседи, переговаривающиеся друг с другом через окна своих домов. Вообще несмотря на то, что это очень популярное туристическое место, я заметил, что не все дома переделаны под рестораны, отели и магазины. Во многих еще живут местные жители.
Отдельного упоминания стоит серпантин, по которому можно подняться в горы над Котором. Несколько десятков крутых поворотов – и где-то с середины пути открываются потрясающие виды на Которскую бухту. Дорога очень узкая, временами приходится сдавать назад, пропуская очередной автобус с туристами. Иногда образуются большие пробки, так что лучшее время для подъема – это раннее утро..
Если повезет с погодой, с верхних смотровых площадок можно практически достать рукой проплывающие над головой облака. Если не повезет – окажешься внутри очередного облака, задержавшегося на склоне горы. Погода, как я уже говорил, очень переменчива: угадать, что будет происходить в бухте в ближайшие часы, довольно сложно.
Следующей целью моего путешествия был небольшой город Пераст. От Котора к нему можно добраться на моторной лодке, либо по живописной дороге, огибающей Которскую бухту. Основной достопримечательностью этого места является остров с труднопроизносимым названием: Госпа-од-Шкрпьела, на котором возвышается церковь Божьей Матери. Остров рукотворный: он построен поверх рифа, рядом с которым на протяжении 200 лет горожане Пераста затапливали захваченные пиратские и свои старые корабли. Также был принят закон, по которому каждый проходящий мимо острова корабль должен был бросить здесь на дно камень. Традиция бросать камни около острова сохранилась до наших дней.
В сотне метров от Госпа-од-Шкрпьела находится остров Святого Георгия, на котором располагается бенедиктинское аббатство. К сожалению, для посещения этот остров недоступен; посмотреть на него можно только с воды или с воздуха. Попасть же к церкви Божьей Матери совсем несложно; правда, есть один нюанс, которым пользуются жители Пераста, хорошо зарабатывая на туристах. В город нельзя въезжать на машине – там просто нет места для парковок всех желающих. Парковки рядом с городом платные, но часто можно увидеть знаки с предложением бесплатной парковки во дворе местных жителей при условии покупки лодочной экскурсии на остров. На платных парковках местные ребята также предлагают не платить, если берешь лодочный тур, однако стоимость такого тура будет в 2-2,5 раза выше, чем у лодочных компаний в центре города. Такой вот нехитрый бизнес!
Съездив на Госпа-од-Шкрпьела, я поснимал его с земли: во время моей попытки запуска дрона из магазина при церкви вышел работник и попросил посадить технику. Это одно из немногих мест в Черногории, где местные жители были против запуска дронов, хотя никаких запрещающих знаков об этом там не было. Острова получилось снять на дрон позже, с берега: от парковки до них примерно полкилометра.
У меня оставалось несколько запасных дней до отлета домой и, посоветовавшись с коллегами, я решил съездить на север Черногории – поснимать горный парк Дурмитор. Примерно 3,5 часа в пути, пересекаю несколько горных перевалов и долин, и вот я уже подъезжаю к Жабляку – горному курортному городку. Происходит контрастная перемена температуры: на побережье было +26С, в Жабляке +4С. Дует очень сильный северный ветер, на небе все затянуто свинцовыми тучами. Да, климат в солнечной Черногории может легко преподнести и такие сюрпризы!
Погода была явно нелетная, и я поехал смотреть локации для съемок. Каньон реки Тары впечатляющ, но не настолько, как долины горного массива Дурмитор. Меня сложно удивить красивыми горами, но это место произвело сильное впечатление, и теперь для меня Черногория – это в первую очередь не побережье и Которская бухта, а именно Дурмитор! И вроде бы ничего особенного вокруг: скалы с причудливо переплетающимися узорами на склонах, деревьев мало, но при этом камни не голые – горы покрыты травами, мхами и какими-то горными цветами. Полное уединение, но при этом ты понимаешь, что цивилизация рядом – до отеля всего полчаса езды.
Через долину в Дурмиторе проложена узкая асфальтированная дорога. Можно свободно передвигаться на автомобиле. В самом парке почти отсутствует сотовая связь и очень мало построек: я видел только пару придорожных кафе и несколько горных хостелов. Туристов по сравнению с побережьем было немного: возможно, из-за межсезонья. Для прогулок на природе уже холодно, а для катания на лыжах еще рано.
Я проехал по долине несколько раз, отмечая понравившиеся места для будущей съемки. Хотел бы поблагодарить коллег из Украины, которые поделились со мной локацией с одиноко стоящим деревом: с дороги его заметить непросто.
На съемки парка у меня оставался один день, и тут мне повезло с солнцем, но не повезло с ветром и температурой – термометр машины показывал всего +2С. Были большие сомнения, запускать большой дрон или нет, но техника более-менее справилась. День прошел в гонке по заранее разведанным локациям; хотелось успеть как можно больше. Конечно, за один день снять парк, территория которого составляет около 390 кв. км, невозможно, но я постарался показать вам те его уголки, которые мне особенно запали в душу. В последних лучах солнца мой дрон снимал гору Седло с одноименного перевала. Зрелище было волшебным.
На следующий день погода, как по заказу, наладилась. Прогноз на ближайшие несколько дней даже обещал потепление до +15С. Очень досадно, но мне нужно было выезжать в аэропорт. Накануне мы с коллегой пытались перенести обратные билеты, чтобы выкроить чуть больше времени для съемок Дурмитора, но, к сожалению, этого сделать не удалось.
Опять дорога, опять сильный перепад температуры: в Тивате солнечно и жарко. Досмотры, контроли, разговоры с таможней – обычная аэропортовая суета. И вот, наконец, мой самолет взлетает и берет курс на Белград – там у меня пересадка на Москву. И мне везет снова увидеть все места моих недавних съемок, так как лайнер, сделав разворот над морем, пролетает над Которской бухтой, а, затем недалеко на горизонте показываются знакомые горы с выделяющейся вершиной Седло, где я вчера наблюдал сказочный закат. Очень надеюсь, что я вижу эти горы не в последний раз…
Фото и текст: Станислав Седов
04 февраля 2022
Читать далее
Фотогалерея