Лиссабон, Португалия
История португальской столицы насчитывает более двадцати столетий; редкий город может похвастаться столь долгим существованием. Лиссабон находится на северном берегу реки Тежу прямо перед ее впадением в Атлантический океан — там, где устье реки сужается, образуя глубокий естественный порт. За этот привлекательный участок земли бились римляне, вестготы, воины арабского халифата, французы под предводительством Наполеона Бонапарта и многие другие великие армии; спокойствие наступило лишь после Второй мировой войны.
Еще одним важным фактором является расположение города по отношению к районам сейсмической активности. Здесь сближаются евразийские и африканские тектонические плиты, что, закономерно, приводит к землетрясениям. Одно из самых разрушительных стихийных бедствий во всей истории человечества произошло именно в Лиссабоне. Катастрофа случилась утром 1 ноября 1755 года: в результате 9-балльного землетрясения погибло около четверти населения (100 тысяч человек за 6 минут), а сопутствующие ему цунами и пожар почти стерли город с земли. Слабым утешением можно считать то, что именно после этого была создана современная наука сейсмология.
Португалия тогда еще оставалась богатой колониальной державой, поэтому уже через несколько месяцев значительная часть столицы была реконструирована. Вследствие этого Лиссабон стал уникальной европейской столицей, не имеющей хаотичной застройки: весь исторический центр создан по единому плану.
Новые кварталы города, начавшего жизнь с чистого листа, стали первыми в мире конструкциями, испытанными на сейсмическую стойкость. По свидетельствам того времени, к испытаниям было привлечено огромное количество солдат: от них требовалось маршировать в унисон, что воссоздавало вокруг модели здания сейсмическую активность.
Однако затем влияние и экономика Португалии пришли в упадок, и восстановление города приостановилось. Очевидцы времен начала XIX века описывают разрушенные строения, которые в столице можно было увидеть повсеместно.
Интересно, что несколько выдающихся памятников прошлого, построенных в стиле мануэлино (португальский Ренессанс), пережили землетрясение. Среди них — Башня Белен, построенная в 1515-1521 годах в честь открытия Португалией пути в Индию, или Монастырь иеронимитов (Жеронимуш, 1450 г.), где, наряду с другими знаменитыми деятелями истории, покоится великий мореплаватель Васко да Гама. Оба памятника включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Старейшим зданием в Лиссабоне является замок Святого Георгия (Каштелу-де-Сан-Жорже), однако видим мы его в восстановленном виде. Первое фортификационное сооружение на холме было возведено около 48 года до н. э., затем его многократно расширяли и укрепляли, но землетрясение XVIII века свело все труды практически к нулю. В последующие столетия в замке проводилась масштабная реконструкция, а в 1910 он был объявлен памятником национального значения.
Акведук Агуаш-Либриш — самое известное техническое сооружение Лиссабона, которое, одновременно, считается и визитной карточкой города. Вереница высотных каменных арок появилась в начале XVIII века, решив проблему острой нехватки питьевой воды — не только в те годы, но и до сего дня. И это тоже одно из немногих строений, переживших стихийное бедствие 1755 года.
Появившиеся после землетрясения величественные дворцы и храмы (заметная почти из любой точки города Базилика-да-Эштрела, крупнейший в Португалии дворец Мафра и другие памятники) — все это делает Лиссабон одним из наиболее живописных городов Европы. Без сомнения, вы убедитесь в этом, совершая виртуальную прогулку с помощью наших панорам.
А теперь Станислав Седов расскажет свои впечатления о путешествии по Португалии.
Неспешно потягивая горячий шоколад в кафе на крыше замка Пена и любуясь пролетающими мимо обрывками облаков, я вспоминал удачные и не очень события уже практически закончившейся поездки в Португалию. Именно с этого замка мы начинали наши съемки. И именно сюда меня тянуло из Лиссабона каждый раз, когда сильный северный ветер с Атлантики не позволял летать нашему дрону.
Магически красивое место! И всего в получасе езды от Лиссабона. Помню, какую оторопь вызвал подъем по серпантину, опоясывающему гору, на вершине которой расположен дворец Пена. Множество поворотов, постоянно нависающие над дорогой деревья исполинских размеров и немногочисленные места, где можно было оставить машину — все это, казалось, не давало нам шансов снять замок. Наш запрос в администрацию дворца остался без внимания, и разрешение на полеты с территории прилегающего парка мы не получили.
После нескольких часов блужданий по парку мы смогли найти несколько мест, откуда наш дрон мог успешно долететь до стен замка, и приступили к работе. Однако на следующий день, после взлета на рассвете, у меня состоялся разговор с одним из охранников, который вежливо попросил нас больше не летать над территорией парка без разрешений. К счастью, к этому моменту все основные виды замка Пены нами уже были сняты, поэтому мы со спокойной душой поехали снимать Порту. О приключениях в этом городе мы обязательно вам расскажем, когда будет подготовлен соответствующий тур.
Вернувшись через неделю из Порту в Лиссабон, мы первым делом заглянули к статуе "Христос-Царь", стоящей на высоком берегу реки Тахо. И хотя территориально статуя находится в городе Алмада, мы решили, что тур по столице Португалии был бы не полным без этого монумента.
Лиссабон оказался непростым городом. Множество узких улочек с паутиной трамвайных рельсов и, как следствие, проводов над нашими головами сильно ограничивали выбор мест для съемки. В последнее время из-за неоднозначного отношения официальных властей к дронам, летать над европейскими столицами становится все более сложным делом. Например, во Франции такие полеты запретили совсем. Помня об этом, мы старались не попадаться на глаза местным представителям властей.
Но в Португалии нам повезло! Жители Лиссабона очень позитивно реагировали на появление нашей маленькой съемочной группы на улицах. Во время съемок одной из центральных площадей города подошедший полицейский патруль лишь поинтересовался тем, что мы снимаем и зачем. Ну а самый теплый прием мы получили в марине Белем, рядом с которой сосредоточено множество летних кафе, заполненных отдыхающими по вечерам местными жителями и туристами.
Лишь одно место — мост имени 25 апреля — не удалось снять с первого раза. Приехав к нему на рассвете, я обнаружил у причала рядом с мостом боевой корабль США. Вероятность взлететь незамеченным рядом с таким грозным соседом была небольшой, шпионский скандал устраивать не хотелось, поэтому съемку отложили. Как же я был разочарован, когда, вернувшись к мосту через пару дней, обнаружил, что корабль все еще стоит у причала! Но в этот день удача была на нашей стороне, и с первыми лучами восходящего солнца корабль, подняв флаги, отчалил и вскоре быстро удалился в сторону Атлантического океана. Я, не мешкая, долетел почти до середины реки, ширина которой в этом месте более 2 километров. Компенсацией за ушедший из кадра военный корабль послужил огромный круизный лайнер, как раз в этот момент проходивший под мостом...
Время на террасе бежало стремительно, со скоростью облаков, проносившихся вокруг. Пора было собираться и ехать в аэропорт. Покидая парк, я в последний раз оглянулся на замок Пены — когда-нибудь я обязательно вернусь сюда еще раз!
Фото: Сергей Шандин, Стас Седов
22.05.2015
Читать далее
ФотогалереяНаша планета в 360°
Пекин, Китай Долина гейзеров, Камчатка. Часть 2 Пустыня Намиб, Соссусфлей, Намибия Золотое кольцо России, Переславль-Залесский Снежная Долина. Фрирайд на Камчатке Айсберги Гренландии. Часть 6 Национальный парк Чжанцзяцзе (горы Аватар), Китай Райские острова, тропические пляжиПоказать еще