360° Фото 360° Видео Фотогалерея Прайс-лист
EN 中文
Скрыть карту
Показать карту

Мир / Южная Америка / Перу / Рисунки и линии в пустыне Наска. Южная Америка, Перу



Рисунки и линии в пустыне Наска. Южная Америка, Перу

 

Рисунки Наска. Южная Америка, Перу

Что такое Линии Наска, никто точно не знает. Единственным бесспорным фактом является то, что они находятся в Южной Америке, в Перу, на плато Наска в южной части страны. В 1994 году они были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На этом бесспорные факты кончаются, оставляя ученым множество неразгаданных загадок.

Линии представляют собою разбросанные по плато гигантские геометрические и фигурные геоглифы (узоры). Они нанесены на поверхность в виде борозд до 135 сантиметров шириной и до 40-50 сантиметров глубиной. Понять, что это именно цельный рисунок, находясь на земле, невозможно: «большое видится на расстоянии». Именно поэтому Линии Наска были открыты только в 1939 году, когда стали возможны полеты.

Линии Наска, паук
Рисунки Наска, паук
 
         

И с тех пор не один ученый годами пытается дать ответ на вопросы: «Кто?» и «Зачем?». Большинство исследователей склоняется к версии, что узоры задолго до инков оставила цивилизация наска, населявшая плато до II в. н. э. Но с какой целью? С одинаковым успехом это может быть как крупнейший в мире астрономический календарь (хотя как им пользоваться, ученые так и не открыли), так и сигналы для посадки космических кораблей пришельцев.

Сюжеты у Линий Наска – самые разнообразные: цветы, геометрические фигуры, животные, птицы и даже насекомые. Самое маленькое изображение — 46-метровый паук, самое крупное — 285-метровый пеликан...

В конце 2011 года в Южную Америку уехали двое наших коллег — фотограф Дмитрий Моисеенко и пилот радиоуправляемого вертолета Стас Седов. У них было задание: снять рисунки в пустынях Наска и Пальпа в Перу, древний город цивилизации инков Мачу-Пикчу и каменных истуканов на острове Пасхи. Сейчас мы предлагаем вашему вниманию съемки из Наска.

 

В погоне за Колибри

В первый съемочный день мы столкнулись с тем, что в пустыню не только не разрешается заезжать на машинах, но и заходить пешком. Разговаривали с полицейскими и служителями у смотровых вышек — проход разрешен по спецпропускам от местного министерства культуры, которое выдает их только археологическим группам. Некоторое время назад вход и въезд в пустыню были свободными, это привело к тому, что большое число фигур практически погибло под колесами внедорожников.

Линии Наска, попугай и инопланетянин
Рисунки Наска, попугай и астронавт
         

Для туристов местные власти поставили несколько вышек со смотровыми площадками: одна из тех, что мы нашли, находится прямо на Панамериканской трассе недалеко от Наски, другая — километрах в 30 в сторону Пальпы. Видно туристам с этих вышек, прямо скажу, не очень много. Гораздо лучше разглядывать фигуры с небольших самолетов, которые летают над пустыней из местного аэропорта.

Смотровая вышка линий Наска

Вид со смотровых вышек
Вид с туристической смотровой вышки
         

Второй день в Наске не задался с самого начала. Утром планировали съездить на дальнюю точку около Пальпы и попробовать подойти к фигурам через пустыню. В предыдущий день на смотровой площадке никого не было: ни туристов, ни сторожа. Логично предположить, что в 6 утра там тоже никого не должно было быть. Наивные...

Выехали на рассвете, и вот мы стоим на смотровой. Но что за невезение! Еще пару минут назад на горизонте было чисто, а теперь на дороге метрах в 400 от нас словно из воздуха появился джип полиции. Все, съемка становится практически невозможной, так как от площадки, где можно находиться туристам, до самих фигур — примерно метров 200-300. Долететь можно, но снять что-то качественно — вряд ли получится.

Джип полиции

После пары минут раздумий решили все-таки попробовать долететь. Отсняли пару пробных сфер, приземлились и поняли, что удача сегодня не с нами: все фигуры вышли очень маленькими и очень далекими. Ну что ж, решили попробовать договориться с полицией. Подъезжаем к джипу и видим спящего патрульного. Не стали будить бдительного полицейского, а быстро рванули обратно к смотровой. Затем все происходило, как в фильмах про разведчиков.

Нагрузились оборудованием и практически по-пластунски двинулись к фигурам через пустыню. Где-то на середине пути Дима краем глаза заметил, что полицейский уже не спит, а вышел из машины и наблюдает за нами. Похоже, нас заметили! Что делать? Бежать? Мы поступили нелогично — решили начать съемку прямо на глазах полиции. Взлетели, отсняли несколько сфер, все время поглядывая на полицейского. Никакой реакции не последовало. Может нас все-таки не заметили? Используя лощинки, подобрались к фигурам поближе. Рельеф местности помог спрятаться от полицейского патруля.

Мы начали довольно активно летать, все время ожидая грозных окриков из-за спины. Примерно через полчаса я поднялся из очередного оврага на уровень плато и обнаружил совершенно пустую дорогу — полицейский джип уехал. Наверное, он нас все-таки не заметил — повезло! После этого работали уже практически вплотную к фигурам. Отлетали почти весь запас аккумуляторов для вертолета, оставив пару штук для подъема на смотровой площадке недалеко от Наски.

Перед съемкой в Пальпа
Перед съемкой в Пальпа
 
         

Усталые, но очень довольные, побрели к своей машине. Дима решил отснять несколько кадров напоследок своим телевиком, и в момент смены объективов оставил ключи внутри салона.

Надо сказать, что криминогенная ситуация в Перу — не очень хорошая, и поэтому сигнализация машины устроена так, что если не запустить двигатель после снятия машины с охраны, двери блокируются через пару минут. Если запустить двигатель — двери блокируются сразу.

Как вы уже догадались, пока Дима делал финальные кадры, машина закрылась с ключами внутри.

Итак, мы в пустыне, в часах ходьбы от ближайшей деревни, и ни души вокруг. Инструменты и вода — внутри машины. У нас в руках только вертолет и фотоаппарат с большим объективом. Попробовали отжать руками стекла — бесполезно. После нескольких попыток я предложил Диме бить стекло задней двери. Драматические терзания Димы вы можете посмотреть на видео: бить или не бить — вот в чем вопрос!

 

Я быстро представил, как полиция находит наши засохшие трупики рядом с целехонькой машиной, и настойчиво попросил Диму все-таки наконец решить проблему. И Дима ее решил! Немного подумав, он предложил разбить не стекло, а маленькую заднюю форточку и уже через нее попытаться достать ключи. Спустя несколько минут, обыскав окрестности и найдя несколько кусков стальной проволоки (разобрав крышу местного "музея", похожего на обычную автобусную остановку), мы сделали импровизированную удочку, с помощью которой через разбитое стекло Дима с первой попытки выудил наши ключи. Спасены!

По дороге в Наску мы по второму разу отсняли Дерево и Руки, а также попытались снять Ящерицу. У смотрителей узнали координаты местного министерства культуры и решили попробовать получить официальное разрешение на проход по пустыне.

Во время утреннего визита к министру-археологу на месте его не оказалось. Секретарша жестами (на английском там практически никто не говорит) объяснила нам, что надо зайти после обеда.

Что делать? Дима предложил совершить полет над пустыней на маленьком самолете. Он планировал поснимать фигуры, до которых нельзя дойти пешком, а я должен был снять видео процесса и, главное, найти проходы между кордонами полиции к какой-нибудь из известных фигур.

Линии Наска, обезьяна
Рисунки Наска, обезьяна
 
         

Полет. Нет, не так: это был ПОЛЕТ!!! Я много на чем уже летал, но такого количества адреналина не было даже на моторном дельтаплане. Опущу подробности того, как мы торговались в аэропорту и как нас потом пытались наколоть практически по каждому пункту договоренностей.

Итак, мы стоим на исполнительном старте. После того, как пилот стал насиловать движок, подстраивая топливную смесь, я понял: "развлечение" нам предстоит не слабое. И точно, когда стали выруливать, вместо того, чтобы встать в начале полосы, пилот зарулил на грунтовку, за ее пределами выгадывая себе еще десяток метров для разгона. Дико взревел движок, и наша «Цесна» понеслась по взлетной полосе, очень быстро набирая скорость. Отрыв! Но вместо резкого подъема мы стали набирать высоту буквально по метру в секунду — не самый приятный был момент.

 

В чем сложность полетов над Наской? Днем жарко, плотность воздуха низкая, при этом дуют сильные ветра. Мы часто замечали в пустыне смерчи различной величины. Один из таких смерчей я снял на видео во время взлета.

Через несколько минут мы уже над пустыней. Набрали высоту 600 метров. Вот и первая фигура — Кит. Если бы второй пилот (девушка) не показала рукой — я бы его не заметил. Ожидая видеть большие фигуры, голова сразу не переключается на истинный размер, и из-за этого их практически не удается разглядеть. Линии и трапецоиды, наоборот, видны очень хорошо.

Линии Наска. Кит
Рисунки Наска, кит
 
         

Подлетая к очередной фигуре, пилоты заложили очень крутой вираж, и мы сделали несколько кругов с какими-то немыслимыми кренами. При этом самолет часто кидало порывами ветра. Ощущение американских горок, только сильнее в несколько раз. Я поражался тому, как Дима совершенно спокойно свешивался из открытого окна со своим телевиком и снимал, снимал, снимал... При этом он еще ухитрялся довольно точно загонять фигуры в кадр.

Линии Наска
Рисунки Наска, райская птица
 
         

Появилась уверенность, что по одной из проселочных дорог мы сможем подобраться вплотную к фигуре Колибри. Во время полета Дима писал трек с координатами GPS, по которому мы надеялись быстро ее отыскать. 50 минут полетного времени прошли незаметно, за это время мое лицо несколько раз меняло свой цвет: от землисто-серого до зеленого. Мы приземлились в аэропорту и обессиленные вывалились из самолета. 

После самолета

Снова поехали в министерство. Археолог, по-моему, так и не появлялся в офисе, а его секретарша, вздохнув, объявила нам — "маньяна", что означало: заходите завтра. Мы же решили после небольшого отдыха в отеле отправиться на поиски Колибри.

Эта фигура находится немного в стороне от трассы. Заезжать в пустыню решили вечером, когда туристические самолеты уже должны закончить полеты. Кроме пилотов, заметить нас было практически некому — во время полета я не видел никакого движения на проселочных дорогах.

Начало пути в горы было не очень сложным: хорошо укатанная грунтовка. К сожалению, с воздуха я не успел засечь характерных ориентиров на траверзе Колибри, поэтому у нас с Димой состоялся довольно эмоциональный спор о том, в какую сторону идти и где бросать машину. Дима показывал мне свой записанный во время полета трек и указывал пальцем в совершенно противоположную (на мой взгляд) от фигуры сторону. Полагаясь на зрительную память и настаивая на своем варианте выбора направления, чудом (и разными словами) мне удалось переубедить Диму.

По нашим предположениям, оставалось всего минут 15-20 светового времени. Это чертовски мало, особенно учитывая, что мы точно не знали, куда идти.

Полезли в гору, в направлении пустыни. Залезли. От увиденного меня охватило отчаяние: это было не плато, а всего лишь один из отрогов на пути к нему. Нам нужно было спуститься по довольно крутому склону, состоящему из смеси песка и камней, метров на 70 вниз, перейти небольшое ущелье и снова подняться, уже метров на 100. Не успеем! Но взяв себя в руки, мы быстро побежали вниз по склону, срывая за собой кучки камней...

Смутно помню, как мы ползли в гору. Где-то в середине подъема у меня кончились силы. Бегать по горам с 15-килограммовым рюкзаком, аппаратурой на шее и вертолетом в руках — не самая легкая задача. Дима достал камеру и снял небольшое видео.

 

Еще 5 минут подъема — и мы на плато.

Залезли! А где же фигура? Посмотрели трек: вроде где-то рядом стоим, но на земле ничего не видно. Нашли какие-то линии, похожие на хвост Колибри. Взлетаем, снимаем. После посадки Дима бросается к фотоаппарату — нет, это не Колибри. В кадре какое-то странное "солнышко" и огромная посадочная полоса для инопланетных кораблей.

Идем дальше по пустыне. Солнце довольно быстро начинает падать к горизонту. Остаются считанные минуты светового времени. Натыкаемся на какой-то очередной то ли трапецоид, то ли линию. И Дима говорит: "Местность называется — Линии Наска, раз мы Колибри не нашли, давай снимать линии".

Я взлетаю, довольно высоко. Снимаем сферу. И тут Дима просит меня просто прокрутить аппаратом вокруг оси, без съемки. Я так обычно не делаю — мало полетного времени, но в этот раз почему-то не отказался. Не знаю почему. Ветер на плато был довольно сильный, видимость не очень, но я крутанул вертолет и тут Дима закричал мне прямо в ухо: "КОЛИБРИ!!! Снимай!!!"

Линии Наска. Колибри
Рисунки Наска, колибри
 
         

Оказалось, что мы стояли рядом с этой фигурой (точнее — фигуркой: птичка очень маленькая), совсем ее не замечая. Причем, если подойти к ней вплотную — ее очень хорошо видно на земле.

Природа наградила нас совершенно фантастическим закатом. Такого не было в предыдущие дни: облака в розовом свете, луна, дающая свой серебристый оттенок — мы чуть не забыли, зачем пришли...

Опомнившись, сделали несколько вылетов рядом с Колибри, пока солнце уходило за горизонт. Сложно передать словами те странные ощущения, которые мы испытали на плато. Видимо те, кто выбирал место расположения этой "птички", знали что-то недоступное нашему пониманию. А может, нас просто захлестнуло позитивными эмоциями, от ощущения успешно выполненной миссии...

Пока я собирал оборудование, Дима в сильно возбужденном состоянии носился вокруг Колибри, пытаясь в почти полной темноте снять видео и наземные кадры.

Одна мысль меня сверлила по дороге к машине — нужно всегда бороться, даже тогда, когда кажется, что все уже потеряно, что не успели, не нашли...

Удача любит настойчивых!

Текст и фото: Стас Седов, Дмитрий Моисеенко

28.01.2012

Читать далее

Фотогалерея

Открыть фотогалерею

360° Видео