360° Фото 360° Видео Фотогалерея Прайс-лист
EN 中文
Скрыть карту
Показать карту

Мир / Южная Америка / Венесуэла / Самый высокий в мире водопад Анхель, Венесуэла

Самый высокий в мире водопад Анхель, Венесуэла

В марте 2011 года Дима Моисеенко улетел в Венесуэлу снимать самый высокий в мире водопад Анхель. Из-за крайне нестабильной погоды в этом регионе, больших расстояний и технических сложностей съемки продолжались два дня. В итоге все трудности были преодолены, и Диме удалось снять водопад Анхель, два соседних водопада в тепуях, а также несколько сферических панорам над золотыми приисками.

Первую часть съемок (окрестности водопада) можно посмотреть здесь

А сейчас вашему вниманию предлагается виртуальный тур: Венесуэла. Самый высокий в мире водопад Анхель

Мы уже несколько лет снимаем с воздуха самые известные и необычные водопады мира: Игуасу в Бразилии/Аргентине, Викторию в Замбии/Зимбабве, Черный водопад в Исландии...

Естественно, когда у меня возникла мысль метнуться по дешевым распродажным билетам в Венесуэлу, на остров Маргарита (Мекка виндсерферов и кайтеров), Сальто-Анхель («водопад Ангел») показался легко достижимым. А то, что он Самый Высокий в Мире — это признанный факт!

Общая высота водопада — 979 метров, а уровень непрерывного падения воды — 807 метров. Высота падения настолько велика, что, прежде чем достичь земли, вода распыляется на мельчайшие частички и превращается в туман.

Надо упомянуть, что Венесуэла — это уникальная страна. Помимо Уго Чавеса и цены на бензин (полный бак джипа обходится рублей в 100), там расположены тепуи.

Тепуи или тепуй — это такие странного вида горы с усеченной плоской вершиной, называемые «столовыми» (видимо, потому что они ровные, как стол). Расположены эти уникальные геологические образования на Гвианском нагорье в Южной Америке, большей частью как раз на территории Венесуэлы.

Слово «тепуи» на языке индейцев пемон означает «дом богов». Тепуи по большей части стоят изолированно друг от друга, возвышаясь над джунглями труднодоступными утесами, что делает их домом для уникальных растений и животных.

С тепуями связана и история открытия водопада Анхель. Согласно материалам Википедии водопад был обнаружен в начале XX века исследователем Эрнесто Санчесом Ла Крусом, однако не был широко известен до полёта Джеймса Эйнджела. В 1933 году лётчик из США Джеймс Эйнджел совершал полёт в поисках залежей руды. По словам местных гидов, он искал алмазы. Это вполне оправдано тем, что местные аборигены во времена Джеймса Эйнджела постоянно говорили о камнях, которые, по их описаниям, можно было принять за алмазы. На самом же деле, плато, с которого падает водопад Анхель изобилует кварцем. 16 ноября 1933 Эйнджел в процессе полета заметил тепуй, называемый Ауянтепуй, который привлек его внимание. 9 октября 1937 года он вернулся и попытался посадить самолёт на Ауянтепуй, но при посадке самолёт был поврежден, когда лопнуло одно из шасси.

В результате Эйнджелу и трём его компаньонам, в их числе была и его жена Мари, пришлось спускаться с тепуя пешком. Их возвращение к цивилизации заняло 11 дней. Новости об их приключении распространились очень быстро, и водопад был назван в его честь — «водопад Анхель» (исп. Salto Ángel). В испанском языке фамилия Эйнджел (англ. Angel) читается как Анхель, поэтому название именно таково. Также водопад не имеет ничего общего с ангелами — это просто фамилия человека, в честь которого и был назван водопад.

Именно в тепуях можно встретить одни из самых высоких водопадов в мире. Представьте себе километровой высоты скалы в густых джунглях, с вертикальными отвесными стенами и плоскими вершинами. Поэтому вода там скапливается после любого, даже незначительного дождя, и впоследствии стекает вниз многочисленными водопадами.

Водопад Анхель — всего лишь один из них, но с самым большим свободным падением: почти километр, что позволило Анхелю получить статус самого высокого водопада в мире. С той же горы Аянтепуи низвергаются и более полноводные реки, но «всего лишь» на 200-300 метров по вертикали.

Так как водопады в местных горах питаются с помощью дождей, то для их съемки возникает серьезная необходимость тщательного планирования времени поездки. В сухой сезон Анхель представляет из себя тонкую струйку воды, а в сезон дождей — полноценный водопад. Однако погода настолько непредсказуема, что можно за месяц так и не увидеть его во всей красе...

Текущий сезон выдался сухим, но разведка донесла, что недавно прошли ливни, и есть шанс застать полноценный водопад. Медлить было нельзя!

Еще в Москве я выяснил, что у самого водопада (в национальном парке Канайма) вертолетов нет. Маленькие самолетики, которые успешно обслуживают туристов в этом регионе, нас никак не устравали. Поэтому с первого же дня прибытия на остров Маргарита я начал поиски. Водопад Анхель расположен в дикой местности Венесуэлы, и добраться туда можно только по воздуху или по реке.

На третий день расспросов мне удалось найти телефон компании, которая занимается обслуживанием золотых приисков и имеет вертолет Белл-206 за 100 километров от водопада. И для дорогих гостей из России в первой половине дня она может выделить машину для посещения вожделенного Анхеля.

Только вот добираться от острова Маргарита до офиса компании пришлось двумя самолетами, пересекать реку Ориноко и далее ехать 8 часов на джипе... Но к преодолению сложностей нам не привыкать, и вот я уже стою около желтенького вертолета, готового к взлету.

В первый день мы вылетели в 7 утра и в 8.15 были у подножия Анхеля. Вертолет приземлился в районе лагеря, от которого проложен пеший трек к водопаду для туристов. Разведка не подвела, и с вершины ниспадал полноводный водопад. Даже на значительном расстоянии он производил сильное впечатление. За километр падения вода разбивается в пыль, и у подножия водопада ты стоишь в облаке водяного «тумана», совершенно не понимая, откуда возникает река, стекающая дальше вниз... Именно здесь внизу, под душем из миллиона мельчайших капелек, как нигде ощущаешь величие окружающей природы.

Итак, сделаны последние приготовления к полету, сняты двери, машина готова, но все небо над горой Аянтепуи, с которой течет Анхель, было затянуто облаками, хотя сам водопад был открыт.

Я принял решение взлететь наверх и ждать там. Мы с трудом нашли площадку для приземления среди "леса" скалистых образований, покрывающего верх столовой горы.

Это только издали тепуи кажутся ровными, а на самом деле многометровые расщелины и отвесные стены высотой в десяток этажей слегка ограничивают перемещение по «столу». В течение часа на небе время от времени открывались голубые просветы, но тут же затягивались, да и возникали они где-то в стороне от самого водопада.

Неожиданно, минут за пять, снизу наползло облако, и мы оказались в плотном тумане. В течение нескольких часов туман был настолько густым, что пилот отказывался не только от съемки, но даже и не думал о взлете. Километровый обрыв, облака, всплывающие откуда-то снизу, в другое время и в другом месте вызывали бы восторг, но сейчас мы серьезно застряли на вершине горы. Не прибавили оптимизма и слова пилота, что такой туман иногда может держаться более суток.

Однако нам повезло: к обеду в долине стало что-то проглядывать, и мы взлетели. Нашли разрыв и ринулись радостно вниз, к лагерю. В течение всего спуска меня не покидало ощущение нереальности происходящего — мы летели через туннель, образовавшийся среди окутавшего нас тумана. Мне удалось сделать всего один кадр, прежде чем вершина горы скрылась от нашего взора.

Когда мы уже приземлились и готовились ставить двери обратно, водопад, как будто издеваясь, открылся, представ перед нами во всей красе. Плотная пелена тумана рассеялась за десять минут!

Хотя высокая облачность над горой Аянтепуи сохранялась, я все-таки решил попытаться отснять сферы при имеющемся освещении. В итоге фотографии первого дня получились почти со всех намеченных точек, но без солнечного света, в клочьях облаков и тумана.

Вечером на ноутбуке я собрал превьюшки панорам: увы, ощущения выполненной работы так и не появилось.

На второй день я принял решение снова лететь на Анхель. На этот раз вылетали из поселка золотоискателей с незатейливым названием "88 км". До водопада — час лету. Небо было хмурое, но что там с погодой у водопада за 90 километров — никто не знает.

В восемь утра, когда мы приземлились у базового лагеря, водопада не было видно вообще, даже стена Аянтепуи была полностью закрыта непрерывно возникающими из ниоткуда облаками.

В десять он приоткрылся до половины, в одиннадцать показалась верхушка. Я подумал, что неплохо снять водопад с облаком посредине и дал команду на взлет.

Вторую камеру я поставил внизу на штатив с телеобъективом, чтобы запечатлеть вертолет на фоне Анхеля. Камера была запрограммирована на автоматическую съемку водопада, на фоне которого должен был летать мой вертолет, с интервалом в 5 секунд.

Небо над нами было серым. Пока мы взлетали и подбирались к водопаду — вершина опять скрылась в тумане... Но я все же сделал одну сферу... А на втором круге я почувствовал неладное в работе фотоаппарата — оказалось, что затвор вышел из строя. Пришлось лететь вниз, менять камеру и... снова ждать.

Небо внезапно стало проясняться, к 12.30 почти все оно стало голубым, кроме, как по закону подлости, Анхеля и верхушек горы Аянтепуи.

Чтобы не терять зря времени, я решил запечатлеть хотя бы окрестные водопады. Мы покружили вокруг очень красивого водопада со страшным названием Dragon высотой 300 м, затем перелетели к «Сальто Кортина», с двумя каскадами, метров по 200 каждый. Но все-таки мне особенно понравился водопад Dragon, расположенный в очень живописном месте и окруженный скалами с трех сторон. Пожалуй, окружающая панорама была одной из самых красивых.

И уже заканчивая съемку водопада Dragon, я увидел, что облако наконец покидает верхушку Ангела. Набрав максимальную скорость, мы срочно полетели обратно. Буквально через пару минут дымка исчезла, и я начал снимать водопад Анхель с верхней точки.

Времени было уже час дня, освещена была только самая верхушка, низ же водопада был в тени. Все это продолжалось 15 минут. Я успел пройти на вертолете 800 метров с самого верха вдоль струи водопада вниз до основания и отснять около десятка сфер. Особенно сложно было снимать в нижней части водопада. Водяная взвесь буквально окутывала вертолет, линзу приходилось протирать после съемки каждой панорамы. Снимая очередную сферу, я увидел, как на водопад сверху стало наплывать низкое облако. Но я успел. Уже на земле, в лагере, пока пилот закреплял снятую дверь, я оглянулся — облако полностью скрыло водопад... Вот так природа подарила нам четверть часа за целых два дня!

На обратном пути внизу показались нереальные красно-зеленые краски. Оказалось, что мы пролетаем над золотыми приисками!

После небольших разборок пилот согласился за несущественные чаевые покружить над приисками со снятой дверью, хотя предупредил, что нас могут обстрелять, увидев человека с камерой. Перспектива познакомиться с крутыми нравами местных золотоискателей была не самой радужной, но я вспомнил несбывшиеся обещания пилота провести сутки в тумане на горе, и решил рискнуть.

Главная ассоциация, когда пролетаешь над прииском — знаменитый город Эльдорадо (El Dorado). Согласно легенде, испанские первооткрыватели Южной Америки встретили множество людей, носящих золотые украшения и использующие золотые изделия в быту. Из уст в уста передавался миф о Золотом городе, который, по преданию, находился где-то на границе современных Колумбии и Венесуэлы. Именно история об Эльдорадо и привела к значительному продвижению испанцев вглубь материка. И хотя Эльдорадо никогда не был найден, упоминания об этом фантастическом городе до сих пор можно встретить в самых разных уголках Венесуэлы.

Уже после возвращения домой выяснилось, что мы кружили над одним из значимых золотодобывающих приисков. Добыча золота здесь ведется открытым способом, и именно поэтому можно увидеть ярко рыжую глину. Золотоискатели же живут в поселке Ciudad Dorada, расположенном непосредственно у границ прииска. Не правда ли, очень созвучно с El Dorado!

И хотя мне не удалось увидеть Золотой город, я рад тому, что полет над прииском завершился удачно. То ли золотодобытчики притомились от 40-градусной жары и влажности джунглей, то ли их согнал дождь (с радугой), то ли пилот провел грамотную работу для получения чаевых, но никто так и не обратил на нас внимания, и, целые-невредимые, мы закончили съемку.

Возвращаясь на базу, я, наконец, ощутил то самое чувство удовлетворения от проделанной работы. Все прошло неплохо, и непростая съемка водопада Анхель — самого высокого водопада в мире, а также его красивых окрестностей, завершилась успешно.