360° Фото 360° Видео Фотогалерея Прайс-лист
EN

Статьи / Ночная съемка сферических панорам с использованием выносного шеста.

Технически съемка панорамы  "Нью-Йорк, я люблю тебя..."   была достаточно сложной, и мы думали о ней несколько лет. Сама идея возникла еще в 2007 году, после того, как мы сделали с помощью 4-х метрового шеста вот такую панораму. В январе 2010 года мы дождались подходящего случая, прилетели в Нью Йорк и сняли ночную сферу из отеля Милленниум.

Основных трудностей было несколько. 

Первая сложность - самая очевидная - это съемка за пределами окна отеля на длинных выдержках в темное время суток. Других примеров ночной съемки с выносного шеста в интернете мы пока не видели, и всегда приятно сделать что-то первыми в мире :)

Аналогичная съемка с выносного шеста всегда производится днем, так как шест с камерой качается на ветру с амплитудой 10-15см словно осиновый лист, и по этой причине для фотосъемки нужны короткие выдержки.

Понятно, что в темное время суток съемка таким образом невозможна, а штатив за окно не поставишь. Поэтому мы решили все-таки поставить за окно штатив :)

На самом деле штатив стоял в номере, а от него за окно с помощью системы креплений выходила полутораметровая штанга, собранная из двух элементов производства RRS. Вообще мы очень активно используем всевозможные изделия RRS в работе, и можно с уверенностью сказать, что они значительно облегчают жизнь и де-факто являются стандартом у многих фотографов.

Штанга, собранная из
двух элементов
производства RRS

Чтобы висящая за окном конструкция общим весом около 5кг (камера, объектив, панорамная головка и крепления) не улетела вниз вместе со штативом, использовался противовес, состоящий из трех больших бутылок Кока-Колы. Бутылки клались в пакет и подвешивались в номере на штангу.

Вторая сложность состояла в глубине резкости. Резкость нужно было получить от 40см до бесконечности, причем закрывать диафрагму сильно мы не могли из-за длинных выдержек. Фокусировка на гиперфокальное расстояние не давала удовлетворительных результатов. Отодвинуть камеру дальше мы тоже не могли, так как нужно было иметь возможность дотянуться до нее рукой для поворотов. В итоге было принято решение использовать прием, который известен в пейзажной фотографии (а мы все же пейзажные фотографы :)) как "брекетинг по резкости". Т.е. если говорить кратко, город снимался с фокусом на бесконечности, а комната, оконная рама и ближайшие окна отеля - с фокусом на 1м.

Следующая проблема - как убрать всю громоздкую конструкцию (выносную штангу и штатив) из кадра при съемке модели, стоящей в окне. Для этого рулеткой измерялось положение камеры за окном, и вся конструкция переносилась внутри комнаты в сторону так, чтобы освободить окно. Но при этом сама камера за окном оставалась в той же точке на неизменном расстоянии от подоконника. Исходное положение штанги рисовалось фломастером прямо на подоконнике, чтобы затем конструкцию можно было вернуть в то же самое состояние. Фломастер потом был стерт с помощью жидкости для очистки матриц :)

Съемка модели в окне
с передвинутой в сторону штангой

Управление камерой производилось с радиопульта, который крепился в горячий башмак камеры.

Еще один вопрос - это динамический диапазон снимаемой сцены. Нужно было уместить яркости сюжетов на улице и в комнате в диапазон камеры. Для этого по каждой серии съемок вручную рассчитывался брекетинг с замером крайних точек диапазона по улице и в помещении. Фактически делался HDR.

Мы решили, что будем снимать эту сферу в высоком разрешении на фишай 16мм по схеме: 6 кадров по кругу и 3 кадра в зенит с использованием слим-ротатора. Это заметно осложнило работу, так как при съемке в низком разрешении (три кадра с  использованием фишая 10мм) многие вопросы сильно бы упростились, а трудозатраты - значительно снизились.

Вначале мы планировали снимать и надир (вид вниз), но поворот камеры вниз за окном занимал слишком много времени, поэтому уже на месте от съемки надира отказались и ретушировали его при обработке, так как слим-ротатор позволял сделать это.

Использовалась камера Canon 1Ds MarkIII и объектив Contax Carl Zeiss T* 16mm F2.8 Distagon-F Fisheye, адаптированный под Canon. Вначале пробовали снимать на старый добрый "пятачок" (Canon 5D MarkII), но оказалось, что диапазон брекетинга "пятачка" (+/- 2 ступени) недостаточен для съемки сцен в номере и на улице.   А поскольку менять экспозицию каждого кадра вручную в висящей за окном на расстоянии полуметра от окна и 120 метров от земли камере очень неудобно, то пришлось заменить камеру. С учетом объектива и другого оборудования общая стоимость висящей за окном техники составляла около $15 000.

А если посчитать еще и Кока-колу, то $15 003. Но не понятно, стоит ли считать Кока-Колу, ведь она висела внутри номера :)

На всякий случай к камере была привязана веревка, которую другим концом прикрепили к ножке кресла. Мы рассудили, что даже если наша конструкция при падении потянет за собой кресло, то кресло все равно не пролезет в окно, так что мы были полностью застрахованы :)

Еще одна сложность заключалась в том, что все перечисленное нужно было делать быстро, потому что съемка проводилась в так называемое короткое "режимное время", когда вечернее освещение наиболее интересно и меняется очень быстро, а полный цикл съемки сферы с брекетингом и вращением камеры за окном занимал около 5 минут.

Перед вылетом в Нью-Йорк дома была проведена генеральная тренировка. Мы собрали испытательный стенд, имитирующий подоконник в отеле, и в тепличных условиях, бегая вдвоем вокруг камеры, установленной на выносной штанге, провели съемку коридора.

Сразу обнаружилось множество нюансов, например такой: если вначале собрать всю конструкцию и выдвинуть камеру за окно, то потом на штангу невозможно повесить пластиковый пакет с Кока-колой для противовеса, и это нужно делать заранее :)

Список операций по подготовке к съемке занимал целую страницу, как check list у пилотов Боингов перед взлетом. Этапы подготовки,  а также необходимое оборудование, методику установки камеры и штатива с противовесом можно посмотреть на нескольких фотографиях.

Все оборудование, использовавшееся при съемке Так выглядит вся конструкция в сборе Последняя проверка перед съемкой Слим-ротатор, позволяющий
отказаться от съемки надира
Крепление штанги к штативу

Оставался еще не до конца решенным вопрос, как крепить сферическую головку с камерой к штанге за окном. Во время испытаний тяжелая конструкция прямо у меня в руках при наклоне неожиданно сломала дюралевый болт, соединяющий штангу с головкой. До этого болт служил верой и правдой несколько лет.

Пришлось срочно придумывать замену, и в итоге курьер повез улетающему Сергею Семенову новый адаптер для крепления головки к штанге. Встреча Сергея с курьером, передача и демонстрация нового оборудования состоялась в электричке, идущей от Павелецкой к аэропорту Домодедово прямо на ходу поезда :)

Одна из проблем была - как попасть в нужный номер отеля, выходящий окнами именно на Манхеттен.

Сам отель состоит из двух башен, но нам подходила для съемки только одна сторона Западной башни с "правильным" видом. Этот вопрос мы решили, наладив контакты с одним из консьержей, который бронировал нам нужный номер на нужном этаже. 

Сам Сергей Семенов, на долю которого выпала участь снимать эту сложную панораму, ранее сферических панорам не снимал никогда и относился к ним весьма скептически. И хотя я с тяжелым сердцем смотрел, как он уезжает в Нью-Йорк, я все же надеялся, что все пройдет удачно: ведь Сергей - опытный фотограф.

В Нью-Йорке съемки проводились в течение трех дней, точнее - трех вечеров.

Сразу после фотосессии файлы отправлялись в Москву для оперативной корректировки, после чего съемка продолжалась уже с учетом замечаний. Было сделано три сферы, первую и вторую мы показываем сейчас, а третью выставим чуть позже.