Съемка сферической стерео панорамы
Мы сделали множество сферических панорам в различных уголках земного шара, порой сложных и уникальных, позволяющих зрителю побывать в самых интересных местах нашей планеты, а также посмотреть достопримечательности с самых невероятных ракурсов, которые ранее были просто недоступны. Однако оставалась нерешенной очень сложная задача — передать объёмность изображения на сферической панораме.
На одной из панорам, снятых с комплекса Москва-Сити, мы смогли воссоздать эффект стерео изображения с помощью фотошопа, так называемый "псевдо-анаглиф". Однако нам хотелось снять истинное стерео. Как известно, для того чтобы передать объёмность изображения, потребуется использовать параллакс. То есть смотреть на предмет с двух точек. У человека функция объемного зрения реализуется с помощью двух глаз. В силу небольшого расстояния между глазами, в среднем около 60 мм, человек хорошо определяет расстояние до объектов и различает объём предметов на небольшом расстоянии. Далее нескольких десятков метров, всё становится "более плоским", и расстояние мы определяем косвенно, сопоставляя его с размерами известных предметов. Именно поэтому в пустыне или в степи расстояние определить на глаз очень сложно.
Но в процессе съёмки и сборки сферической панорамы параллакс — это злейший враг фотографа. С одной стороны для получения объема нам нужен параллакс, а с другой стороны — это наш враг. Два взаимоисключающих условия. И тем не менее нам удалось решить эту казалось бы неразрешимую задачу.
Прежде всего нужно понять, что существуют некоторые ограничения. При съёмке пары стерео изображений R и L (Left, Right — Левый Правый) невозможно качественно совместить зенит и надир. На рисунке наглядно видно, что у надира и зенита просто нет пары, а значит стерео эффекта ни в надире, ни в зените получить просто не удастся.
Очевидно, что после съемок нам придётся стыковать в надире и зените R и L а также L и R соответственно. Подумав, мы решили пойти по простому пути и вставить надир от одной панорамы в другую. Для случая с ровной поверхностью это просто идеальный вариант. Зенит, как правило — это небо, и его можно рассматривать как дальний план, т.е. параллакс в зените отсутствует . Для надира необходимо выбирать ровную поверхность.
Осталось решить проблему — как снимать с двух точек с параллаксом, необходимым для получения стереоэффекта, и одновременно стыковать изображения зенита и надира, где параллакс мешает.
Здесь нам помогла школьная математика. При вычислении длины окружности можно с достаточной степенью точности измерить длину коротких хорд. И чем выше число хорд, тем точнее измерение длины окружности.
Т.е можно снимать сферу, заведомо с параллаксом, но увеличив число изображений для "повышения точности".
На практике это происходит следующим образом. Снимаем первую серию для панорамы без параллакса. Сдвигаем головку для получения параллакса, причём штатив должен быть строго неподвижен! В данном случае, сдвигали головку вправо. Т.е. первая серия для цилиндра была обозначена L — левый глаз, а вторая, сдвинутая вправо R — правый глаз.
При сборке сначала собираем кадры из серии L, как обычную панораму, поскольку в ней нет параллакса. Добавляем серию R, и привязываем соответствующие изображения к серии L. Чем больше изображений — тем лучше.
В данном примере мы использовали сдвиг на 50 мм. Т.е. стерео эффект проявляется на расстояниях менее нескольких десятков метров. Сюжет лучше выбрать такой, в котором отсутствуют протяжённые предметы — так проще стыковать изображения с параллаксом.
Между съёмкой серии L и R проходит некоторое время, и облака могут "убежать". Лучше выбрать момент, когда на небе минимальное количество облаков, чтобы небо не менялось. Если же облака на небе присутствовали в момент съемки, то единственным решением проблемы мы видим использование неба из серии L в серии R. Поскольку небо — это дальний план, в котором параллакс почти не проявляется, то такая смена неба не повлияет на конечный результат.
Для просмотра стереоскопического изображения проще всего использовать анаглифное изображение. Два изображения с помощью бесплатной программы Z-Anaglyph собираются в одно.
Собственно и всё — панорама готова!
Для просмотра используются очки со стандартным "де факто" расположением светофильтров: для левого глаза — красный, для правого — сине-голубой (иногда зелёный), как показано на фотографии ниже:
Недостатки в передаче цвета при использовании такой технологии с лихвой окупаются простотой, дешевизной и доступностью.
Итак, если у вас уже есть очки, то можно начинать просмотр сферической стерео панорамы. Мы рекомендуем смотреть стерео панораму в высоком разрешении, либо, если у вас медленный интернет, то можно воспользоваться просмотром стерео панорамы в низком разрешении.
Фото и текст: Андрей Зубец
03.06.2013
Читать далее
360° ВидеоНаша планета в 360°
Храм Судьбы (The Temple of Doom), Палау Исландия, большой виртуальный тур Сергиев Посад, Троице Сергиева Лавра Лазурный берег. Ментон Восточное побережье Камчатского полуострова. Берингово море Площадка для тестирования роботов. Фукусима, Япония Антарктида, часть 2 Дайвинг с черепахой, скатом и медузойПоказать еще